История завода

Заволжский моторный завод расположен на правом берегу р. Волги в 450 км от Москвы и в 60 км от крупнейшего промышленного центра России – Нижнего Новгорода.

ЗМЗ соединен железнодорожными путями со всеми регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья.

Дата образования ЗМЗ - 17 апреля 1958 г.

Будущий гигант моторостроения в 1956 году был организован как филиал ГАЗа по выпуску автозапчастей и алюминиевого литья для Горьковского и Московского автозаводов. Однако уже через два года Постановлением Совета Министров СССР № 442 он был преобразован в завод по производству двигателей для комплектации автомобилей, выпускаемых Горьковским, Ульяновским и частично Московским автозаводами с присвоением ему наименования "Заволжский моторный завод".

С самого начала своей деятельности ЗМЗ неизменно уделял пристальное внимание освоению прогрессивных технологий. История завода сопровождалась разработкой принципиально новых конструкций, внедрением передовых методик и собственных новаций.

1958
Ноябрь 1958 года
На ЗМЗ была проведена первая плавка алюминиевого литья.
1959
Ноябрь 1959 года
На ЗМЗ был собран первый 4-цилиндровый двигатель для комплектации "Волги" ГАЗ-21.
1960
С целью освоения новых моделей двигателей на заводе организован отдел главного конструктора, в состав которого вошел экспериментальный цех с исследовательскими лабораториями, оснащенными испытательными стендами, контрольным и иным оборудованием.

1961
Начато серийное производство 4-цилиндровых двигателей.

1963

На ЗМЗ приступили к серийному производству еще и 8-цилиндровых двигателей для грузовых автомобилей Горьковского автозавода.

1966

Завод впервые в мировой практике освоил массовое производство крупногабаритных блоков цилиндров из алюминиевых сплавов методом литья под давлением, что позволило ему встать в один ряд с известными мировыми фирмами.

1967

8-цилиндровые двигатели стали поставляться и на комплектацию автобусов «ПАЗ» Павловского автобусного завода.

Предприятие расширялось и наращивало мощности как за счет строительства новых цехов (таких как литейный, моторный, прессовый, производства по изготовлению лент и вкладышей, производства стальных и чугунных деталей, термического цеха, производства сборки и испытания двигателей), так и модернизации действующих производств.

1968

Декабрь 1968 год

Выпущен 1 000 000 –й 4-цилиндровый двигатель.

1971

Начата глобальная реконструкция производства. 

1972

Декабрь 1972 года

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР заводу присвоено наименование «Заволжский моторный завод имени 50-летия СССР».

1975

Апрель 1975 года

Выпущен 1 000 000 –й 8-цилиндровый двигатель

1976

Февраль 1976 года

Указом Президиума Верховного Совета СССР ЗМЗ награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1978

Ноябрь 1978 года

Состоялось открытие ЦСИД-4 на площадях корпуса № 5.


1979

Август 1979 года 

Собран 1 000 000-й двигатель ЗМЗ-24.

1980

Февраль 1980 года

Начато серийное производство форкамерного двигателя ЗМЗ-4022.10.

1985

Январь 1985 года

Стартовало серийное производство двигателей семейства ЗМЗ-402.

1986

Декабрь 1986 года

Утверждено техническое задание на двигатель нового семейства ЗМЗ-406.

1992

Октябрь 1992 года

На базе государственного предприятия было создано акционерное общество «Заволжский моторный завод».

В 90-е годы началась работа в новых экономических условиях, начало стабилизации производства, дальнейшее его развитие, освоение новых видов продукции, расширение рынка её сбыта. В это непростое время удалось сохранить промышленный потенциал и кадры предприятия. Осуществлялась, исходя из возможностей, социальная программа, социальная защита моторостроителей и их семей.

1995

Ноябрь 1995 года 

Поставлен на испытания опытный образец дизельного двигателя (ЗМЗ-406Д-10).

Собран 6 000 000-й 8-ми цилиндровый двигатель.

1997

Март 1997 года

Собран 5-миллионный 4-цилиндровый двигатель



2000

ОАО «ЗМЗ» стало первым в России двигателестроительным предприятием, сертифицировавшим систему менеджмента качества всего производства на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9001.

2003

Ноябрь 2003 года

Разработана конструкция и изготовлены опытные образцы первой серии 4-цилиндрового бензинового двигателя ЗМЗ-215.10 (2,5л) стандарта «Евро-3».

Начали внедрять производственную систему, базирующуюся на элементах Toyota Production System.

2004

Апрель 2004 года

С главного сборочного конвейера ЗМЗ сошел 13 000 000-й двигатель.

2005

Ноябрь 2005 года

Собран 1 000 000-й двигатель семейства ЗМЗ-406.

2006

Август 2006 года

Выпущен 1 000-й дизельный двигатель ЗМЗ-5143 (2,2 л) стандарта «Евро-2» для автомобилей «UAZ-HUNTER» Ульяновского автозавода.

2008

С января 2008 года

На ЗМЗ начат массовый выпуск и поставки основным потребителям бензиновых 4-цилиндровых двигателей экологического класса «Евро-3» для автомобилей Горьковского и Ульяновского автозаводов.

Апрель 2008 года

С главного сборочного конвейера ЗМЗ сошел 14-миллионный двигатель, им стал бензиновый двигатель 406-го семейства ЗМЗ-409.04 (2,7л) экологического класса «Евро-3».

Новый этап развития Заволжского моторного завода связан с именем нового собственника предприятия. ОАО «ЗМЗ» вошло в холдинг ОАО «Северсталь-авто», с 1 июля 2008 года - компания ОАО "СОЛЛЕРС".

2009

Февраль 2009 года

ОАО «ЗМЗ» подписало договор с ЗАО «Форд Мотор Компани» (FMC) на поставку деталей – 4-х видов кронштейнов - для автомобилей «Ford- Focus», собираемых на предприятии Ford во Всеволожске.

С декабря 2009 года

ОАО «ЗМЗ» полностью прекратило сброс сточных вод со своей промплощадки через систему ливневой канализации в р. Волгу. 

2010

В начале 2010 года принято решение о создании единой управленческой структуры для ОАО «ЗМЗ» и ОАО «УАЗ» в целях оптимизации ключевых управленческих процессов, повышения эффективности коммуникаций и операционной эффективности бизнеса.

Июнь 2010 года 

ОАО «ЗМЗ» получило статус «Q1-поставщик» - гарантированного качества Ford» и внесено в этом статусе в электронную базу поставщиков компании.  

2012

Март 2012 года

В рамках развития автокомпонентного производства в ОАО «ЗМЗ» начаты промышленные поставки новой номенклатуры автокомпонентов для ф. «Knorr Bremse»: 2 новых видов коленчатых валов - для компрессора к дизельным двигателям ОАО «Автодизель» и для компрессора к двигателю проекта «КАММИНС-КАМА», а также картера компрессора «КАМАЗ».

2013

С января 2013 года

Начало промышленного производства и серийных поставок двигателей всех модификаций экологического класса «Евро-4» по заказам потребителей.

Сентябрь 2013 года

Между правительством Нижегородской области и ОАО «ЗМЗ» подписано Соглашение по созданию на территории Нижегородской области индустриального парка на базе ОАО «ЗМЗ». 

2016

Январь 2016 года

К 1 января 2016 г. освоено производства двигателей экологического класса 5 для основных потребителей – ООО «УАЗ» и ООО «ПАЗ» ( бензиновых 4-цилиндровых ЗМЗ-40906.10 для а/м «УАЗ», двухтопливных (газ-бензин) 8-цилиндровых ЗМЗ-5245.10 для автобусов «ПАЗ», газовых 4-цилиндровых ЗМЗ-409061.10 под запросы потенциальных потребителей.

С 2016 года производство двигателей и автокомпонентов было выделено в Заволжский филиал УАЗ, где в настоящее время производятся бензиновые и газобензиновые двигатели внутреннего сгорания бренда ЗМЗ и запасные части к ним, а также автокомпоненты и детали, получаемые обработкой резанием, методом холодной листовой обработки и штамповки.

2017

Сентябрь 2017 года

Начаты серийные поставки 4-цилиндровых двигателей ЗМЗ-409051 и - 409052 повышенной мощности экологического класса 5 для комплектации нового семейства автомобилей ООО «УАЗ» - УАЗ ПРОФИ.

2018

Октябрь 2018 года

ПАО «ЗМЗ» Минпромторгом РФ присвоен статус индустриального парка - «Индустриальный парк «ЗМЗ».

2019

Сентябрь 2019 года

В ЗФ ООО «УАЗ» стартовало серийное производство модернизированных двигателей под установку в «УАЗ-Патриот» с автоматической коробкой передач.

2022

Апрель 2022 года

С главного сборочного конвейера ЗФ ООО «УАЗ» сошел юбилейный - 15-миллионный -двигатель за всю историю предприятия - двигатель ЗМЗ-409 051.10 PRO. 

2023

Апрель 2023 года

Заволжский моторный завод торжественно отметил 65-летие со дня образования.

Октябрь 2023 года

СОЛЛЕРС получил одобрение займа от Фонда развития промышленности на реализацию проекта по производству трансмиссий на промплощадке ЗМЗ.

2024

Февраль 2024 года

Производство механических коробок переключения передач стартовало в индустриальном парке ЗМЗ.

Июль 2024 года

Механическая коробка передач с порядковым номером 1000 сошла с конвейера нового предприятия «СОЛЛЕРС Производство трансмиссий» в индустриальном парке ЗМЗ

Август 2024 года

Группа СОЛЛЕРС запустила серийное производство картеров КПП на индустриальной площадке ЗМЗ.

Выпускаемая продукция:

ПАО «Заволжский моторный завод» сообщает, что размещение информации, подлежащей раскрытию регулируемой организацией, и функционирование интерактивных сервисов по обслуживанию потребителей услуг регулируемой организации осуществляется на официальном сайте регулируемой организации ПАО «ЗМЗ» по адресу energo.zmz.ru.

С замечаниями и предложениями по функционированию нового сайта просьба обращаться через форму обратной связи на сайте energo.zmz.ru.

Информация за период с 2011 по 2 кв. 2015 года доступна на официальном сайте zmz.ru.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ РЕГУЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

за период с 2011 по 2 кв. 2015 года